ЛИОТАРД ЖАН ФРАНСУА


ЛИОТАРД ЖАН ФРАНСУА
(Lyotard, Jean Francois) (1924- ) - французский философ и значительная фигура в постмодернизме. В 1149—1959 гг. преподавал философию в средних школах, прежде стать профессором философии в Парижском университете VIII (Сен-Дени), откуда уволился в 1989 г.  В 1950—1960-х гг. Лиотард считал себя марксистом, будучи членом редколлегии социалистического журнала "Socialisme ou barbarie" и левой газеты "Pouvoir ouvrier". Однако позже он отказался от своего марксистского прошлого. Его книга (1984), подготовленная первоначально (1979) как доклад о знании для правительства Квебека, принесла ему известность в широких кругах в качестве отца постмодернизма. В ней отвергается идея о законности в метадоктринах (см. Великая доктрина и метадоктрина) и ставится под вопрос французская традиция, простиравшаяся от Конта и Дюркгейма до Сартра и Лефевра, рассматривать общество с точки зрения единства. Эта традиция оценивала поиски знания как узаконенные либо толстым позитивистским посвящением беспристрастности и истине, либо эмансипацией репрессированного субъекта (пролетариата). Так, Лиотард утверждает: каждая из этих основ законности теперь оспаривается настолько основательно, что обе они являются недействительными. Кроме того, нет никаких средств для определения конкурирующих утверждений истины или целей знания. Опираясь на Витгенштейна, Лиотард делает следующий вывод: наука лучше понимается как языковая игра. Все его аргументы объединены в более поздней и более философской работе "Diffirend" (1983), посвященной исследованию нейтрализации игроков в языковых играх. Когда данная область дискурса становится жесткой, отрицаются или устраняются различные высказывания и другие голоса. Нацистские лагеря смерти — самый отвратительный подобный пример 20-го столетия. "Diffirend" призывает к более децентрализованному и разнообразному подходу к опросам политики, истории, культуры, общества. Акцент делается скорее на предоставлении возможности высказываниям и диадам, чем на их подавлении. Социология и философия Лиотарда подвергалась сильной критике в основном с двух сторон: во-первых, его творчество нравственно сомнительно, поскольку не в состоянии дать читателю возможность дифференцировать ценность различных положений; вместо этого оно приводит все суждения в состояние эквивалентности, путем объявления "конца политики" поощряется политическое примирение со статус-кво. Тем не менее его попытка в книге «Условие постмодерна» заострить внимание на особенностях справедливо считается эталонной работой.


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.